Русский
USD 377,99
EUR 426,11
RUB 5,75
Актюбинская область

Скот - источник благ

Скот - источник благ

Для казахского народа четыре вида домашнего скота  -  лошадь, корова, овца и верблюд составляют четыре угла мира, четыре стихии и четыре направления. Жизнь кочевника была немыслима без этих животных. 

Каждый вид животного имел свое происхождение и сверхъестественные способности. Лошадь произошла от ветра (любит чистый воздух и чистую воду), верблюд – от солончака, так как предпочитает соленые места, корова – от воды, так как пьет много воды, овца – степного происхождения. Кроме этого, лошадь символизировала высший мир, корова – мир мертвых, овца – материальный мир, а верблюд соединяет все эти миры в единое целое, образуя мир космоса. Данные животные считались священными, поэтому их нельзя было обижать.
- Со сказок бабушки Бибайшы мы с раннего детства знали, что корова самая полезная, лошадь самая красивая, овечка самая маленькая, а верблюд самый большой, но все они одинаково важны, - говорит глава крестьянского хозяйства «Телеу» Умиртай Ильясов.- Помнили по именам и животных-прародителей: Қамбар Ата (покровитель Лошадей), Зенги Баба (покровитель Коров), Ойсыл Қарa (покровитель Верблюдов) и Шопан Ата (покровитель Овец). Бабушка с мамой из верблюжьей либо овечьей шерсти валяли тонкую кошму, из которой изготавливали белую накидку для верблюдов и коней, подклад на неё пришивали матерчатый. При преодолении длинного расстояния, или во время быстрой езды животное покрывалось потом, который впитывался в подклад. Накидка давала возможность разгорячённому животному остыть и не простудиться, украшали её национальным орнаментом в виде рогов барана (қошкар мүйіз, сыңар мүйіз), верблюжьих ступней и глаз (түйе табан, түйе көз). 
Для скачек женщины вышивали полог из яркой материи, его одевали на скакуна через шею. Конь для казаха в прошлом был всем: он помогал кочевать, пасти овец, спасал от врага, давал пищу. Например, наши предки верили, что конские грива и хвост оберегают от злых духов и опасностей. Поэтому конский волос, завернув в лоскут ткани, привязывали к колыбели или вешали на шею ребенка в качестве оберега. У выдающихся батыров шлемы украшались кистями из конского волоса.
Для верблюда специально делался мурындык. Он состоит из деревянного штыря, который просовывается в ноздри животного и закрепляется лентой из чистой кожи, сверху привязывается верёвка. Надев мурындык, и закрепив верёвку к голени левой ноги, верблюда обучали опускаться на колено, чтобы можно было на него взобраться, а также другим нужным командам. В мурындыках ходят рабочие животные, они привыкли быть на привязи, остальные - передвигаются свободно, плавно, без суеты, умиротворённо по степи.  
- Раньше говорили, аулу, что верблюда не имеет, и верблюжонок - верблюдом покажется. У нас в хозяйстве 15 верблюдов. Есть пожилая белая красавица, участница различных выставок. Она появилась на свет 22 марта, и папа назвал её Наурызкой. Имеется на подворье и мощный самец по кличке Парикмахер, - знакомит со своими питомцами глава хозяйства. - Оригинальное имя он получил за свою шалость, дело в том, что  по молодости этот верблюд за ночь у лошади съел весь хвост. Мы думали, он не избежит смерти, но нет, желудок всё удачно переработал. Парикмахер –  незаменимый помощник на скотном дворе. Мы его запрягаем в сани, и он доставляет сено от скирды до базы. За зимовку перевёз 1200 рулонов (каждый весом 250 кг), осталось ещё 300 тюков. Пешком из-за снежных сугробов до скирды не пройти, трактор тоже буксует, а верблюд-возница  ступает мягко по насту, не проваливаясь. Так за день  6-7 рейсов сделает, и весь скот сытый. 
Верблюды - крупные и сильные животные, легко переносят летний зной, но боятся холода, потому стрижём их в мае. Самка вынашивает верблюжонка 12 месяцев. Дав ему жизнь, очень трепетно заботится. Вообще все животные бережливы к потомству в стаде. При прохладной погоде верблюды ложатся плотно друг к другу, образуя круг, внутри которого греются верблюжата.
- Эти большие животные  очень аккуратные. Идут цепочкой на пастбище, никогда ничего не ломают. Неделю едят траву, предпочтение отдавая колючкам, потом приходят на берег реки, пьют воду, отдыхают и вновь уходят кормиться. Обстриженные, они не прячутся в тень, а наоборот предпочитают вспотеть под палящими лучами солнца, потом вываляться в пыли. При таких действиях тело животного покрывается твёрдой корочкой, его сложно прокусить насекомым, да и мухи меньше хлопот доставляют. Осенью под дождём «защитный комбинезон» смывается, и верблюды становятся чистыми, верблюжата - обворожительно пушистыми с большими красивыми глазами.
 В КХ «Телеу» помимо верблюдов имеются овцы, табун лошадей, порядка 300 голов КРС. Весь скот мясной породы. По программе породного преобразования хозяйство сотрудничает с ТОО «Ак-Теп», берёт в аренду быков-производителей. 
- Как говорил когда-то мой отец, всё, что видишь вокруг, создано трудом, - произносит 81-летняя мама главы хозяйства Жансая аже. – Мы с мужем более сорока лет проработали чабанами. Восемь дочерей и сына я родила в кочевой юрте, которая была шестистворчатая, легко разбиралась, грузилась вместе с бытовым скарбом на трёх рабочих верблюдов. Так мы и переезжали с места на место. Все наши дети выросли, получили образование, трудятся сегодня в разных сферах.  Умиртай пошёл по родительским стопам. Его 26-летний сын Самат тоже работает в хозяйстве бригадиром. Я делюсь с ними богатым жизненным опытом, помогаю по дому, занимаюсь воспитанием внучки Айши, она - подросток, но уже приучена к труду и дисциплине, стирает, убирает,  знает, как масло сбить, курт изготовить, как смотреть за братом, летом пасёт овец. Готовлю её стать настоящей казахской девушкой, почитающей традиции своего народа.
Когда Ильясовы в апреле 1995 года поселились в Аксу, на улице было 40 домов. В годы развала жители один за другим потянулись в Мартук и Актобе, в итоге осталась только их семья, которая год выживала без электричества. Совсем отчаявшись, отец Тунгышбай принял решение тоже покинуть обжитое место, но тут приехали из Байганина соседи. Вдвоём уже стало веселее, так они и остались. Со временем сюда вернулась цивилизация. Сейчас даже в животноводческой базе площадью 100х20м есть свет и вода. 
Умиртай Ильясов дважды воспользовался государственной поддержкой. Через фонд «Даму» брал кредит на строительство скотопомещения и на приобретение новой сельскохозяйственной техники. 
- У казахского народа есть пословица: «Овец не держать – богатства не видать». У меня бараны в стаде смешанные: и каракулевые, и едильбаевские, и тонкорунные. Хочу теперь их продать, взять кредит и приобрести племенных овец, - делится планами на будущее глава КХ «Телеу».
Производимую натуральную продукцию Ильясовы реализовывают на городском рынке. В качестве дополнительной прибыли от населения принимают молодняк на выпас.
- С возрастом приходит мудрость, - произносит в конце нашей беседы Умиртай Тунгышбаевич. – Когда в степи хожу, многое осмысливаю. У меня четверо детей. Отчётливо помню, как с отцом на коне ездил с пяти лет. Он охотился на дичь при помощи капканов, ружьё не признавал. Учил меня всему, что сам умел. Я бегал в детстве в маленьких кирзовых сапогах, однажды они протёрлись с двух сторон, и тогда папа сказал: «Раз порвал сапоги, значит, стал джигитом». Родители привили мне любовь к труду и почтение к старшим. Традиция уважать других– главная ценность, которую казахи ставят наравне со знанием родного языка.

Другие новости